Традиционное рукоделие и «креативный дизайн»

Одежда малых народов отличается большим разнообразием фасонов, яркими вышивками и обилием аксессуаров. Для женщин яо это не просто возможность украсить себя, но и способ передачи древних знаний. Почти каждая деревня имеет собственный стиль, не похожий на соседей.

Везде в домах стоят ткацкие станки, и женщины ткут судьбу своего народа. Это не поэтический образ, не преувеличение. Я так и вижу, как эти женщины, старые и молодые ткут ткань бытия, словно парки греческие, и пастух с ткачихой рождают любовью тьму всех вещей из небытия — в древнем мифе о ткачихе.

Ткань бытия — это ткань любви. Снова возвращаюсь к осмысленности. Осмысленность — это не просто умение словами разумно выразить ощущение происходящего. Осмысленность — это в первую очередь способность переживать священное действо в движении каждой нити. Когда в работе есть чувство и понимание того, что это действие повторяется во множестве поколений бесконечное множество раз.

А ведь ещё и нитки сучат сами, и красят их потом, и выращивают растения для того, чтобы эти нитки делать и красить. На ткани узоры цветные появляются не для красоты, в появлении узора возникает картина мира во времени. Каждая ниточка на своём месте и имеет своё значение, указывая на положение человека в мире, во Вселенной, во времени, в роду, в семье.

Я помню из детства, как бабушка шерсть сучила и нитки делала. Потом носки нам вязала. Это было хорошее и правильное дело, оно что-то нужное с нашей душой совершило.

И потому так приятно смотреть на этих женщин, которые что-то правильное делают с душами: и своими, и деток своих, и мужиков. Держат бабы своим рукоделием целостность осмысленного пространства жизни всего народа. Очень хочется увидеть что-то похожее в России снова, и много.

Наверх